Индивидуальность человека и развитие личности

Сегодня предлагаем обсудить тему: "Индивидуальность человека и развитие личности" и понять ее актуальность. Предлагаем всестороннее обсуждение тематики и методологии.

Индивидуальность человека и развитие личности

Рассуждая про отношения между мужчиной и женщиной, и вообще о любых отношениях в нашем мире, я начал задумываться о таком понятии, как индивидуальность.

Понятие индивидуальность довольно крепко завязано с понятием развития личности, и нашими возможностями по росту, или наоборот деградации (хорошее выражение получилось — «возможности деградации»:))

В связи с чем возник вопрос? Очень просто: все, чем я занимаюсь, это пытаюсь найти некую систему для построения отношений между мужчиной и женщиной, которая позволила бы с максимальной вероятностью создать прекрасные счастливые отношения.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Но всем ли подойдет такая универсальная схема? Можно ли вообще найти некую универсальную методику и систему, которая бы подошла абсолютно всем, ну или хотя бы большинству? В этой статье я и поговорю о индивидуальности каждого человека, и о том, к чему я пришел в данных рассуждениях.

И еще: заголовок статьи возможно не совсем будет соответствовать содержанию, так как в основном я пишу о других вещах — но в конце вы поймете, почему я назвал статью именно «Индивидуальность человека и развитие личности».

Универсальная схема отношений

Сначала про мои поиски Святого Грааля. Про поиски системы, которая бы позволяла любому человеку создавать прекрасные отношения, вне зависимости от индивидуальности.

В общем я думаю, что в целом определенная система есть. Есть определенный набор правил и установок, соблюдая которые, люди могут строить что-то хорошее. НО.

Совершенно недавно, появилось одно НО. И оно довольно серьезно повлияло на мое мировоззрение. В чем оно заключается?

Первое — эта система, которую я вижу, это словно правила дорожного движения. То есть некий набор правил в отношениях, который действует, не смотря на индивидуальные особенности каждого человека.

Можно соглашаться с этим, или нет, но моя точка зрения такая: в каждом из нас заложены определенные инстинкты, глубокие потребности и нужды, которые сформировались не здесь и сейчас, а сотни тысяч, или даже миллионы лет назад (ну либо они заложены в нас Богом).

И эти инстинкты настолько сильны и основательны, что их перебороть практически невозможно. То есть современное общество очень сильно бежит в плане развития технологий, и в целом уклад жизни сильно меняется, поэтому люди тоже вроде как меняются.

Но появившиеся возможности многих очень сильно дезориентируют. То есть стирается грань между мужчиной и женщиной, так как теоретически мужчина может выполнять женские функции (кроме рождения детей), а женщины — мужские (быть добытчиком, сильной, выносливой и так далее).

Все это очень сильно упростилось. И поэтому люди просто потерялись. Если раньше, если у женщины не было защиты или она испытывала какие-то трудности, у нее просто не было другого выхода, кроме как искать мужчину — то сейчас есть другой вариант — погрязнуть в карьере, работе, учебе и так далее. Это создает теоретическую возможность удовлетворить женскую потребность в защите.

Но есть большой косяк. При всем при этом, когда возможности есть, инстинкты и основа остаются прежними.

И человек может начать играть не заложенные в нем историей роли — и как-то компенсирует недостачу того, что ему не хватает. Но внутри всегда будет сидеть «червячок», какое-то гадливое ощущение, что что-то не так. Какая-то неудовлетворенность.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова, которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

И эта неудовлетворенность может быть разная. Может быть очень острая, когда человек понимает, что его сильно ситуация не устраивает, и надо обязательно это менять (только не всегда знает что).

А может легкая. Вроде как все в порядке, жизнь нормальная, но чего-то мне не хватает.. И черт его знает чего.. Но как-то я не совсем счастлив.

Вот моя точка зрения такая. Правила дорожного движения есть, но на каждого в современном обществе они могут влиять по разному.

Еще про правила дорожного движения в отношениях

Представьте себе дорожное движение, и людей и автомобили, которые в этом дорожном движении участвуют. Индивидуален ли каждый участник движения? Обладает ли собственной личностью?

Конечно. Каждая машина и каждый человек на дороге индивидуален. У кого-то дорогой спорткар, который мчится за 150 км в час, у кого-то маленькая подержанная машинка, которая еле еле тащится на 60 км в час.

Кто-то ведет себя на дороге агрессивно, перестраивается, делает резкие маневры, вылезает из окна и кричит, а кто-то тихо спокойно едет на дачу. Все очень индивидуально, и зависит от личности человека, управляющего машиной.

Но при всем при этом, каждый, обладая своей уникальностью и индивидуальностью — соблюдает или не соблюдает правила.

Еще раз: вне зависимости от личности — правила остаются неизменными (берем сейчас рамки одной страны, хотя и в разных странах все очень похоже).

Можно ли сказать, что если человек едет тихо смирно, и соблюдает все правила — он обязательно доедет туда куда ему надо? Совсем не факт.

А можно ли уверенно заявить, что тот, кто нарушает правила — обязательно разобьется? Тоже нет. Он вполне может доехать, и доехать намного быстрее «тихохода».

НО. Опять же есть но. Есть определенные вероятности. Человек, который соблюдает правила, и двигается медленно — с гораздо БОЛЬШЕЙ вероятностью достигнет места назначения, чем тот, который едет по встречке со скоростью 200 км/ч, лавируя между потоком встречных автомобилей.

Читайте так же:  Приворот на сучок

К чему все эти аналогии, и при чем здесь индивидуальность?

Аналогию я данную привожу, чтобы показать — в отношениях между мужчиной и женщиной — тоже самое.

Ты можешь очень медленно и спокойно ехать по правилам, и с большой вероятностью доедешь в какое-нибудь хорошее место (допустим на дачу:). И все будет тихо, мирно и чинно. Можешь в отношениях соблюдать правила, и знать — что скорее всего ты доберешься туда, куда хочешь — к счастливым отношениям.

А можешь гнать на бешеной скорости, у тебя будет в ушах реветь адреналин, и ты будешь мчаться в ночной клуб — и вполне возможно разобьешься по дороге. Ну или нет, если повезет.

И тут каждый сам выбирает себе дорогу, в зависимости от характера личности.

Тут еще один момент есть — эмоции при разных способах движения по жизни разные.

Если ты едешь медленно но верно, то во время пути ты скорее всего не будешь витать где-то в облаках, и испытывать что-то мега-яркое. Зато когда доедешь — будешь чувствовать себя прекрасно. Допустим доехал на дачу — там лес, травка, чистый воздух — и ты кайфуешь.

А если гонишь на предельных скоростях — то испытываешь очень яркие эмоции, отчасти граничащие с безумием. Но вот если врежешься (а вероятность этого довольно высока, и чем выше скорость — тем больше вероятность) — то будет очень и очень больно. И будут большие страдания.

А иногда есть некие «средние» варианты, когда человек и правила более менее соблюдает, но если попал в пробку, и не может выбраться, то может допустим проехать через двойную сплошную, чтобы развернуться и поехать по объездной дороге. Такие варианты тоже есть.

Возвращаясь к индивидуальности, личности и отношениям

Но, опять же, возвращаюсь к индивидуальности каждого из нас. Каждый волен выбирать, что ему от этой жизни надо. С какой скоростью он готов двигаться по жизни. Где следует соблюдать правила, и ехать спокойно, а где можно прибавить газу, и получить яркие эмоции в отношениях. Это ваша жизни и ваша личность — и вы решаете, как ее проживете.

Моя задача простая — чтобы люди видели правила, учились им. Потому что большинство к сожалению садиться «за руль» отношений просто наобум. Сел за руль, и погнал. Или тихонько поковылял.

Что, как, зачем… непонятно. Но куда-то едешь. С какой-то скоростью. Результат не ясен, но чего-то хочется.

И люди после этого врезаются, и страдают. Или едут медленно, не зная как ускориться. И так далее и тому подобное.

Чтобы понимать отношения, и разобраться, что тебе на самом деле нужно, в чем твоя индивидуальность, и в чем твоя личность — нужно научиться науке отношений. Нужно получить опыт и знания у других людей, которые ими обладают.

И тогда вероятность успешного финала, и продолжения счастливого пути — вырастет многократно.

А можно ли на все это забить?

Иногда в нашей жизни можно отбросить все внутреннее копошение, попытки
самоанализа, и разбирания себя по косточкам… и просто жить.

Конечно, мы на этой Земле и для того, чтобы расти, развиваться, становиться лучше, лучше понимать себя и других… Быть индивидуальными.

Но ведь важно за всем за этим еще просто ЖИТЬ. И получать удовольствие от своей жизни.

И порой это ЖИТЬ — это значит отключить мозг, рассуждения, и просто чувствовать, и двигаться на волне этих чувств.

И наверное в такие моменты человек действительно понимает (только сердцем, а не сознанием), что это значит — быть!

Так что тут тоже все индивидуально:) И только ваше внутреннее чувство, и ваши эмоции и личность, смогу подсказать вам правильную дорогу.

Есть всего несколько секретных слов, услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

Индивидуальность человека и развитие личности

Индивидуальность личности.docx

Индивидуальность человека и развитие личности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида, личности и субъекта деятельности. Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт.

Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Читайте так же:  Личное пространство человека - залог успешных отношений

Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека.

Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.

[2]

Сфера бытия индивидуальности – «мой» мир, внутренний мир, который как изначальная данность сформировался в ходе развития личности.

Проблема и критерии выделения психологических типов.

Иван Петрович Павлов выделил три человеческих типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний.

По Павлову, представители мыслительного типа, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью. Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве.

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце «отдыхает»). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов — максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две — остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

Общая и дифференциальная психология личности.

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ. Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые.

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального. Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоутверждения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

Читайте так же:  Очень сильная присуха для мужа

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Индивидные свойства человека.

Психофизические свойства. Они определяют наше восприятие окружающего мира, наши память и внимание, мышление, воображение, представления. Суть этих свойств ясна уже из названия — это заложенные природой психологические и физиологические особенности каждого индивида. Это своего рода посредник между внутренней психологической деятельностью организма и окружающим миром.

Одна из главнейших особенностей каждого индивида – это функция сохранения. Именно она определяет его ресурсные возможности, а также другие показатели (например, энергетические и динамические) . Не менее важна и функция изменения. Её суть в том, что индивидуальные особенности личности определяют темп перехода от одного состояния к другому, от одних умений к другим, от одной эмоции к другой и т.д.

Индивидуально-типические свойства человека.

Индивидуально-типические свойства представлены общесоматическими или конституциональными свойствами, нейродинамическими свойствами и билатеральными особенностями. К общесоматическим или конституциональным свойствам относят эндокринно-биохимические характеристики, общий тип метаболизма (обмена веществ в организме), морфологические структуры организма в целом (конституцию человека). Нейродинамические свойства характеризуют особенности нервной системы, а билатеральные – функциональную геометрию тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Индивидуальность человека и развитие личности

Индивидуальность человека и развитие личности.docx

Индивидуальность человека и развитие личности

Отдельные индивидные свойства и их роль.
Возраст — с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.
Сенситивные периоды — периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.
Критические периоды — наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).
Потребности — если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) — они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.
Пол — предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития

Общая и дифференциальная психология личности

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ. Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных) (1).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку (3, 4).

Читайте так же:  Приворот на птичьи гнезда

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально- психологического аспекта (9).


Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В. Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психо-метрик и (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы (3, 8).

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены ( явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Индивидные свойства человека

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым.
Первичный уровень проявления индивидных свойств:

Индивидуально-типические свойства человека

В качестве единиц анализа личности принято выделять активность, направленность, «динамические смысловые системы», по А.С. Выготскому, степень осознанности своих отношений к действительности: установка, самосознание, образ «я», самооценка, уровень притязания и др. Эти единицы и составляют (вместе с темпераментом и характером) живую, постоянно изменяющуюся, «пульсирующую», развивающуюся систему — личность.

Общее представление о темпераменте.

В современной психологии темп ерамент определяют следующим образом:

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Темперамент отражает, в основном, динамические и эмоциональные аспекты поведения – темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности, эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

При этом следует отметить, что темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Развитие и формирование человека от индивида к личности и индивидуальности

Человек

– живое существо представитель биологического вида (homo sapiens), представляющее собой единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного, обладающее задатками для развития речи, прямохождения, мышления, изготовления и использования орудий труда.

Индивид– предполагает принадлежность к человеческому роду и неповторимость характеристик каждого представителя вида, но не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Это понятие позволяет представить, что каждая особь имеет неповторимый набор известных, повторяемых характеристик, например, темные глаза, светлые волосы, высокий рост и т.д.

Личность

понимается как относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность есть «частно выраженное всеобщее», — т.е. индивидуально переработанные, освоенные и частично присвоенные общественные ценности. Личность не возможна вне общества и его ценностей, однако поверхностно считать, что личность – это некий навязанный нам обществом образ мыслей и действий. Каждый из нас взаимодействуя с другими, создает собственную систему ценностей, и ориентиров, но если она не отражает общечеловеческую иерархию ценностей взаимодействие с другими затруднено или невозможно. Личность делает нас и необычными, интересными, непохожими и, в то же время, способствует тому, что наше поведение вписывается в контекст общественных ожиданий, находя общие аспекты и делая совместное существование проще и приятнее. Так общечеловеческое понятие прекрасного находит свое отражение в индивидуальных вкусовых предпочтениях. Становится понятно, что личность необходима для обеспечения взаимодействия, но, что главное, для раскрытия потенциала возможностей каждого человека. К сожалению, это никогда не происходит автоматически – сами хорошо растут только сорняки, в нашем случае социально неодобряемые черты характера.

Часто говорят: «индивидом — рождаются, личностью — становятся, а индивидуальность — отстаивают». Можно предположить, что индивидуальность, это черты непохожести, выделяемые и закрепленные на всех этапах становления личности – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физиологических и психологических особенностей, отличающих данного человека от других. Индивидуальность может проявляться в физиологических особенностях, но основное в ней — это различия в чертах характера, эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Читайте так же:  Женская измена причины и психология

Сложное соотношение этих понятий мы можем представить ступенчатой схемой. На первой ступени выделяется человек как представитель биологического вида, на второй ступени выделяются его индивидуальные отличия, на третьей ступени он становится личностью, и всю конструкцию пронизывают черты непохожести, выделяющие индивидуальность.

Нами были использованы понятия становление, формирование и развитие личности – рассмотрим их более подробно. Становление отражает центральный этап в жизни личности – достижение человеком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение на основе осознания отношений с миром и сравнительно устойчивого ценностного выбора. Этот этап можно описать известной формулой Лютера: «На том стою, и не могу иначе». За становлением следует функционирование личности, а предшествуют ему процессы развития и формирования, но для их обозначения нужно ввести термины «задатки» и «способности».

Задатки, как и способности, делят на общие – выделяющие успешность в общих (присущих большинству) видах деятельности, прежде всего в усвоении опыта предыдущих поколений, и специальные – предопределяющие успешность в специфических видах деятельности (музыка, поэзия и т.д.). Однако деление это является достаточно условным, что связано, в первую очередь, с философским характером вопроса о первичности наследственности или среды.

[3]

Развитие личности

Личность в человеке есть индивидуальное уникальное само-сосредоточение божественного духа.
Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!

Источники


  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.

  2. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

  3. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. — М.: Аспект пресс, 2014. — 318 c.
    Индивидуальность человека и развитие личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here