Крепкая нервная система. эмоциональная стабильность и устойчивость

Сегодня предлагаем обсудить тему: "Крепкая нервная система. эмоциональная стабильность и устойчивость" и понять ее актуальность. Предлагаем всестороннее обсуждение тематики и методологии.

Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь.

От эмоциональной устойчивости зависит во многом наша самооценка,устойчивость к стрессам, здоровье, качество взаимоотношений, исходя из нашего эмоционального состояния мы часто осуществляем наши выборы и принимаем решения.

Что же это такое?

«Эмоциональная устойчивость
эмоциональное свойство личности, проявляющееся в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. «Сосновский Б.А. Психология. Глоссарий по книге, 2008 г.

«УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.»: Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

Чем, собственно говоря, определяется эмоциональная устойчивость человека?

И можно ли её как-то развивать, регулировать порог эмоциональной устойчивости?

Мы управляем эмоциями или эмоции управляют нами?

По большому счёту эмоции -это психические процессы и состояния , они непосредственно связаны с инстинктами , потребностями и мотивами деятельности.

Сила и интенсивность проявления эмоций зависит от типа темперамента человека, от актуальности потребности, от внутренних установок.

Тип темперамента задан врождённых анатомо-физиологическими особенностями. И хоть он несколько может корректироваться воспитанием и условиями жизни , но глобально и кардинально его изменить ,всё же нельзя.

Свойства темперамента -это темп , ритм, сила , переключаемость психических процессов и устойчивость чувств. Так что холерик больше склонен к к бурным эмоциональным реакциям нежели флегматик.Но тот же флегматик может впадать в ступор в самый важный ,напряжённый момент, и долго раскачиваться ,начиная какое-то дело. И правильно ли его считать эмоционально устойчивым? Конечно, мы, скорее всего, не будем наблюдать бурных реакций, но это не значит, что человек справился со стрессовой ситуацией и вышел из неё победителем.

Получается , что темперамент полностью не определяет эмоциональную устойчивость.

Эмоциональная устойчивость во многом зависит от навыков саморегуляции.

И это как раз то , чему можно научиться.

Очень полезно знать и отличать эмоции, так как даже простое их словесное обозначение снижает интенсивность переживания, как бы локализует эмоцию. Когда есть название у предмета или явления с ним намного проще обращаться.

К сожалению с этим у большинства людей проблемы, отличить, что же он сейчас чувствует, может далеко не каждый.

Одна из причин — запрет или осуждение в семьях да и в обществе в целом проявления некоторых эмоций. Например, нельзя гневаться, нехорошо грустить, неприлично бурно радоваться.

Тогда приходится их как-то маскировать, подавлять, не чувствовать, выдавать одно за другое. Так за печалью может стоять гнев, за тревогой- сильное возбуждение или страх.Или человек вообще не может сказать что он чувствует, при этом прекрасно описывая телесные ощущения.

Итак, допустим — мы научились отличать свои эмоции , следующим важным шагом будет освоение умения проявлять свои эмоции и считывать эмоциональные реакции других людей . Ведь примерно 80% информации мы передаём и получаем невербально.

Тогда коммуникация становится более чёткой и понятной, связи с людьми,особенно с близким начнут претерпевать трансформации и изменения. Может быть удастся преодолеть изоляцию и одиночество ? Потому как именно эмоции (и чувства ) связывают нас с другими людьми, мы чувствуем к кому-то симпатию, интерес, сочувствие , восхищение.

Связи в свою очередь влияют на нашу эмоциональную устойчивость и успешность в социуме. Чем больше у человека качественных крепких связей, тем он устойчивее , есть с кем вместе порадоваться и погрустить, поделиться впечатлениями, попросить помощи и участия.

Эмоции ,как написано выше, связаны с потребностями и инстинктами, они, как проводники, указывают нам в чём мы нуждаемся, каковы наши потребности, удовлетворены ли они и в правильном ли мы направлении действуем. Например, чувство хронической злости часто говорит о хроническом неудовлетворении базовых потребностей. И тогда забота самого человека- определить свою потребность и позаботиться об удовлетворении оной или попросить у другого человека об услуге,содействии,помощи.

Если же нет навыка распознания своих потребностей или человек привык,в силу воспитания, что кто-то берёт ответственность за его потребности, а может быть он считает , что стыдно иметь те или иные потребности. Тогда неосознанность и безответственность (по отношению к своим потребностям) ведут к очень интересной и драматичной игре Тиран, Жертва, Спасатель (треугольник Карпмана). Например, Спасатель не осознаёт свои потребности , игнорирует их,но «знает» что и как надо Жертве и помогает , причиняет добро, вместо того ,чтобы заниматься своей жизнью.

Здесь ни о какой эмоциональной устойчивости речи быть не может, все участники испытывают колоссальный стресс и им нет покоя ни днём ,ни ночью.

Существует, конечно, и здоровая, взрослая позиция, когда человек берёт ответственность за свои потребности на себя и уважает чужие личностные границы.

Разобраться самостоятельно, научиться эмоциональной саморегуляции -путь долгий и нелёгкий.

Приглашаю Вас поисследовать Ваш внутренний эмоциональный мир , освоить умения и навыки эмоциональной саморегуляции на тренинге «Эмоциональная устойчивость личности».

Прямо сейчас можно начать самопознание с помощью небольшого теста .

Внимательно прочитайте нижеприведенные вопросы и против каждого из них поставьте знак «+» или знак «-«, если содержание вопроса отвечает или не отвечает вашим способностям.

1.Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешит?

2.Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»?

3.Часто ли у вас бывают спады и подъемы в настроении?

4.Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?

5.Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

6.Легко ли вас обидеть?

7.Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялый?

8.Часто ли вы мечтаете?

9.Часто ли вас беспокоит чувство вины?

10.Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

[3]

11 . Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать еще лучше?

Читайте так же:  Очень сильный приворот на фигурку

12.Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли одолевают вас?

13. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

14. Бывают ли у вас приступы дрожи?

15. Раздражительны ли вы?

16. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

17. Часто ли вам снятся кошмары?

18. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

19.Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

20.Легко ли вы обижаетесь, когда вам указывают на ошибки в работе или на ваши личные промахи?

21 . Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

22.Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

23.Страдаете ли вы от бессонницы?

За каждый «+» начисляется 1 балл.

Уровень эмоциональной устойчивости определяется по нижеприведенной таблице.

очень высокий 0-4
высокий 5-9
средний 10-13
ниже среднего 14-18
низкий 19-23

10 способов повышения психологической устойчивости

Психологическая устойчивость – это процесс адаптации в ситуации столкновения с негативным воздействием, травмой, трагедией, угрозой жизни и здоровью или с сильным источником стресса. Устойчивость человека к тяжелейшим обстоятельствам является нормой, а не присуща только лишь уникальным людям и это подтверждает ряд исследований, ведущихся еще с начала 80х годов.

Понятие устойчивости (resilience) заимствовано из физики и означает свойство упругого тела восстанавливать свою исходную форму после прекращения деформирующего воздействия. В психологии понятие устойчивости применяется в различных областях, как восстановление (recovery, Masten, 2001., Rutter 1987), как стабильность (sustainbility, Bonano 2005), как выносливость (grit, Duckworth 2007), как жизнестойкость (hardiness, Maddi 2004).

Проявлять устойчивость — не значит не испытывать трудностей и не страдать. Напротив, эмоциональная боль и печаль, являются общими для людей, которые попали в трудные жизненные обстоятельства. Вероятно даже, расстройство чувств, является обязательным на пути восстановления от потрясения, а значит устойчивости.

Многие исследования показывают, что значительным фактором у устойчивости оказываются заботливые и поддерживающие отношения внутри и вне семьи. Отношения, основанные на любви и доверии, ролевые модели, предполагающие готовность помочь и дать поддержку в трудных обстоятельствах и тем самым укрепить устойчивость близкого человека.

Вот несколько факторов, которые также могут влиять на психологическую устойчивость:

  • Реалистичные планы и предпринимаемые шаги к их реализации;
  • Вера в себя в свои силы и способности;
  • Навыки взаимодействия и решения проблем;
  • Способность контролировать свои сильные чувства и побуждения.

Психологическая устойчивость не является такой чертой, которая либо есть, либо нет. Она включает в себя навыки, знания и умения, которым можно научиться и развить в каждом.

10 рекомендаций APA (American Psychological Association), которые следует учитывать в развитии психологической устойчивости:

Создавайте прочные связи. Хорошие отношения с членами семьи, близкими и друзьями очень важны. Принятие помощи и поддержки со стороны тех, кто заботится о вас, поможет укрепить устойчивость.

Не воспринимайте кризисы как непреодолимые проблемы. Стрессовые ситуации происходят и это факт, который невозможно изменить, но вы можете изменить интерпретацию этих ситуаций и то, как вы реагируете. Попробуйте взглянуть на настоящую ситуацию из будущего, возможно уже от этого вам станет немного легче. Вспомните, как прежде вы справлялись с тяжелыми ситуациями, какие способы применяли, какие тонкие настройки использовали.

Примите изменения как неотъемлемую часть жизни. Некоторые цели больше не смогут быть достижимыми из-за неблагоприятных событий. Честное принятие того, что некоторые обстоятельства не могут быть изменены, поможет сосредоточиться на тех областях, которые могут быть вам подвластны.

Двигайтесь к цели. Формируйте реалистичные цели. Делайте хоть что-нибудь, но регулярно, даже если вам кажется что, это незначительный вклад, – постепенно двигайтесь дальше. Вместо того чтобы строить недостижимые планы, спросите себя: «Какую одну вещь я могу сделать прямо сегодня, что поможет мне двигаться в том направлении, которое я выбрал?»

Принимайте решительные меры. В неблагоприятной ситуации делайте все от вас зависящее. Принимайте меры, а не уходите от проблем и стрессов, делая вид, что все пройдет само собой.

Ищите возможности для саморазвития. Часто со стороны нам кажется, что люди сильно меняются и этот личностный рост — результат их борьбы с потерями. Действительно, многие люди имеющие опыт переживания трагических событий или тяжелых ситуаций отмечают, что их отношения с другими людьми улучшилось, они чувствуют большую уверенность и силу, даже в ситуации уязвимости, многие описывают духовный рост и сильное ощущение ценности жизни.

Развивайте позитивное видение себя. Формирование уверенности в своей способности решать проблемы и доверять своим инстинктам помогает повышать устойчивость.

Сохраняйте перспективу и широкий контекст. Даже когда вы сталкиваетесь с очень болезненной ситуацией, пробуйте рассмотреть ее в широком контексте и в долгосрочной перспективе. Избегайте колебаний в своем видении ситуации.

Поддерживайте надежду. Оптимистичный взгляд позволят ожидать, что хорошие вещи будут происходить в вашей жизни. Визуализируйте то, что вы хотите, а не беспокойтесь о том, чего вы боитесь.

Заботьтесь о себе. Обратите внимание на свои собственные потребности и чувства. Находите возможности для отдыха и участия в мероприятиях, которые доставляют вам удовольствие. Регулярно занимайтесь спортом. Забота о себе позволяет держать свой ум и тело готовыми к ситуации, которая может потребовать устойчивости.

Дополнительные индивидуальные способы повышения устойчивости могут быть очень полезны. Например, некоторые люди описывают свои глубокие переживания и мысли, связанные с травмой или другими стрессовыми событиями. Медитации и духовные практики помогают другим людям справляться и вновь обретать надежду.

Крепкая нервная система. Эмоциональная стабильность и устойчивость.

В жизни каждого из нас возникают различные ситуации. Бывают черные и белые полосы, бывают стрессы и переживания. И только наша крепкая нервная система способна обеспечить нам эмоциональную стабильность и устойчивость.

А ведь это главное! Все начинается с нашего сознания и нашей головы. К одной и той же ситуации можно отнестись совершенно по разному.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Допустим случилось так, что у вас сгорел дом. И если у вас крепкая нервная система, то вы спокойно это воспримете, и найдете способ, как относится к этой ситуации позитивно.

Например скажете себе: «Отлично, я давно хотел сделать ремонт, и вообще дом мне не очень нравился! А теперь есть возможность построить такой, какой я хочу!».

Но если ваша эмоциональная стабильность низкая, и вас легко вывести из равновесия — то для вас это будет еще одним сильным стрессовым фактором. И конечно вы будете плакать, горевать, и еще глубже загонять себя в стресс, мыслями вроде: «Почему со мной это вечно происходит?», «В чем я виноват, что меня постигла такая кара?» и так далее.

Читайте так же:  Как ведет себя влюбленный мужчина скорпион

В этой статье я хотел бы поговорить о том, как следить за своей нервной системой, как делать ее устойчивой и крепкой, и как быть способным пережить любой эмоциональный стресс.

Эмоциональные мускулы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мало кто об этом задумывается, но у нас есть не только мускулы настоящие, отвечающие за нашу физику, и наше тело, но и эмоциональные мускулы. И их тоже надо тренировать регулярно, и они тоже могут быть либо совсем слабыми, либо подобны стали, и способны выдерживать любые, даже самые отчаянные эмоциональные нагрузки.

В случае, если мы тренируем наши эмоциональные мускулы также, как тренируем (если тренируем:), физические мускулы — то они будут постепенно набирать форму.

И тогда многие вещи и события, которые нам могли показаться страшными и пугающими, вдруг станут лишь поводом для шага вперед, развития и новых свершений. Ведь, повторюсь, весь окружающий мир — это отражение нашего внутреннего эмоционального состояния.

И стабильно и устойчивость в мире — целиком зависит от нашей стабильности и устойчивости в эмоциональном плане.

Напряжение и отдых

Конечно же, на нашу нервную систему прямым образом влияет то, каким образом мы работаем, и как отдыхаем. По сути от этих циклов — напряжения и расслабления, во многом зависит и наша энергия, и наше эмоциональное состояние.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова, которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Подробнее про восстановление энергий, и жизнь на полной мощности, можно прочитать здесь. Но если вкратце, то любому из нас необходимы регулярные ритмичные нагрузки, и такие же регулярные и ритмичные восстановления.

Также и вашим эмоциям и нервной системе — требуется определенное адекватное напряжение, а затем отдых. Если вы поймаете этот алгоритм, и будете каждый день чуть чуть выходить за рамки своих возможностей, то ваша нервная система будет с каждым днем крепнуть и становиться все более закаленной. А вместе с крепкой нервной системой придет и эмоциональная стабильность, уверенность и спокойствие в любых ситуациях.

Различия нервной системы мужчины и женщины

Тут хотелось бы уточнить, что есть существенные различия в нервной системе мужчины и женщины. Потому что мужчину сильные стрессы и эмоциональное напряжение — развивает и двигает вперед. Женщину же — наоборот, разрушает. И если мужчина с каждым новым ударом судьбы, если он его не ломает, становиться все сильнее, то женщина — все слабее, в своей женской природе.

Для женщины оптимальна жизнь с минимум стрессов и волнений, или чтобы нервная система напрягалась — но только в положительную сторону.

Понятно, что например при рождении ребенка, женщина переживает сильный стресс, и ее нервная система реагирует соответствующим образом, но это — скорее положительные эмоции и то, к чему женщина приспособлена самой природой.

А вот стрессы, связанные с работой, учебой, и другими мужскими делами — женщину очень сильно гнобят, и могут привести к серьезным последствиям.

И не только психологическим, в виде депрессии и расстройств, и также расшатанности нервной системы женщины — но и в виде вполне конкретных осложнений с физическим здоровьем.

Поэтому задача любого мужчины — защищать свою женщину от стрессов и эмоциональных переживаний и потрясений, и сохранять тем самым ее нервную систему в спокойствии и порядке.

Задумайтесь: в каком состоянии находится ваша нервная система? Каково ваше эмоциональное состояние?

Раздражает ли вас любая мелочь, испытываете ли вы постоянный страх и нервозность, злитесь ли регулярно на окружающих людей? Если это так, и вы заметили у себя подобные симптомы — то самое время задуматься, насколько моя нервная система крепкая, и не расшатала ли я ее своим образом жизни?

Если это действительно так, то определите шаги, с помощью которых вы сможете исправлять ситуацию, и становиться более спокойной и стабильной. Это потребует усилий и тренировок, и определенной настойчивости — но результат вас обязательно порадует. Оно стоит того.

Как только вы осознанно начнете заниматься упражнениями, связанными с вашим эмоциональным состоянием, то это эмоциональное состояние начнет выправляться. Вы начнете чаще улыбаться, радоваться жизни, и чувствовать себя намного лучше. И ваши нервные клетки будут в гармонии и стабильности.

А именно это — залог вашего счастья и радостной жизни каждый день.

Есть всего несколько секретных слов, услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность по Кеттеллу

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность»

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).

Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.

  • 1-3 стена — имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
  • 4 стена — чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
  • 7 стенов — эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
  • 8-10 стенов — эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Читайте так же:  Любовь после свадьбы

Вопросы к Фактору С

4. Когда я ложусь спать, то:

  • засыпаю быстро;
  • когда как;
  • засыпаю с трудом;
  • 21. У меня, как правило, хватает энергии, когда мне это необходимо:

    38. То, что в некоторой степени отвлекает моё внимание:

    • раздражает меня;
    • нечто среднее;
    • не беспокоит меня совершенно;

    55. То, что я делаю, у меня не получается:

    72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определённой причины:

    89. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин., отмеренных по точным часам, то эти часы:

    [2]

    Понятие “нервно-психической устойчивости”

    Само понятие нервно-психическая устойчивость трактуется, как способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушения поведения. Об ее устойчивости или неустойчивости свидетельствует ряд факторов, например, тип нервной систем (уравновешенный, возбудимый и т.д.), эмоционально-волевые качества личности, и т.д.

    Под нервно-психологической устойчивостью (НПУ) понимается интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды. Кроме НПУ широко распространено и другое понятие, противоположное по смыслу, но характеризующее также адаптационные способности личности к деятельности в неблагоприятных условиях профессиональной среды — “нервно-психическая неустойчивость” (НПН). Оба эти феномена наиболее ярко проявляются в нестандартных ситуациях или деятельности в непривычных для индивида условиях.

    Высокая нервно-психическая устойчивость характеризуется отсутствием избыточной агрессивности, эмоциональной напряженности, импульсивностью совершаемых поступков. Личность вынослива к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, отличается высокой работоспособностью, а также стеническим типом реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях.

    Личности с низкой устойчивостью, с трудом переносят нервно-психические, эмоциональные нагрузки, резкое увеличение объема работы или изменение ее содержания особенно в напряженных, экстремальных условиях ее деятельности. [Берг Т.Н. Нервно- психическая неустойчивость и способы ее выявления. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. — 57-63 с.]

    Установлено, что в настоящее время, из-за увеличения экстремальных ситуаций, показатели агрессивности и тревожности среди работников, которые сталкиваются со стрессом, намного выше, чем ранее, но, в тоже время область адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости малоизученна, что нерационально, т.к. встречаемость в психологической практике психозов, нервных срывов и акцентуаций характера увеличивается с каждым годом.

    Влияние социальных факторов на нервно-психическое состояние очень велико и требует способности приспосабливаться к изменяющимся социальным факторам. К этим адаптивным способностям относят уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативные особенности и моральную нормативность.

    Эмоциональная устойчивость в понятии «нервно-психическая устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью психики» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных и психических состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «нервно-психическая устойчивость».

    [1]

    Из этого следует, что под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека подавлять эмоциональные реакции, т.е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке, ведущих к стабильной эффективности в деятельности, что особенно необходимо для тех, чья работа связана с риском или ответственностью за других людей.

    Железные нервы: как построить устойчивую психику

    Брось вызов своим ограничениям

    Хочешь знать разницу между победителем и неудачником по жизни? Разница не в успехе. Сам по себе успех не делает тебя победителем, а его отсутствие — неудачником. Разница в том, что лузеры принимают ограничения, которые накладываются на них жизнью, в то время как победители оспаривают эти ограничения, ломают их и переиначивают систему под себя.

    Чтобы стать победителем, ты должен забыть, что тебя сковывают какие-то непреодолимые обстоятельства. Большинство ограничений рождены твоим собственным разумом — всё это дерьмо следует выкинуть из головы. Брось им вызов, проверь себя на прочность и не бойся неудачи. Когда видишь перед собой кирпичную стену, то подставь к ней стремянку, чтобы перелезть через нее. Придется рисковать, но риск оправдан тем, что твоя внутренняя сила начнет расти сразу же, как только ты перестанешь быть жертвой своих собственных страхов.

    Начать можно с самой простой психологической установки: если перед тобой препятствие, то сделай попытку преодолеть его. Не делай предположений, а ориентируйся на собственный опыт. Это поможет тебе везде — на работе, в отношениях и даже в сексе.

    Ты всегда можешь проиграть

    У японских самураев было отличное кредо жизни: живи так, будто уже умер. Тебе советуем почти того же, а именно: живи так, будто ты уже проиграл. В итоге горечь реального поражения не сможет тебя сломить, ведь ты не только был готов к нему, ты его уже пережил. Такое восприятие мира серьезно усиливает твою психологическую устойчивость и способность идти на риски. В противном случае ты долго работаешь, ты воодушевлен, но когда теряешь всё, твоя душа выворачивается наизнанку, и ты больше не можешь восстановиться.

    Если не можешь пойти на такие радикальные меры, то начни хотя бы просто прогнозировать провалы. Не думай, что ты какой-то особенный человек, который никогда не ошибается. Нельзя верить в 100% успеха — это вера идиота, который проигрывает все свои фишки в покере. Добавим, что любая неудача — это бесценный опыт, способный помочь тебе в будущем. Неудача не смертельна. Да, она может вызвать боль, но не такую, как от химической бомбы. Неудачи не должны держать тебя в страхе — напротив, они должны подпитывать твою уверенность в себе. Не допускай эмоционального нокдауна в своей жизни. Упал? Поднимайся и иди снова в бой.

    Читайте так же:  Уверенность в себе

    Не впускай в свою жизнь негатив

    «Мысли позитивно» — это не просто надоевшая пластинка, которую крутили в каждом кабаке твоего города. Позитивный взгляд на вещи дает тебе защиту от негативной стороны жизни. Подобное мировоззрение укрепляет твоё «я», делает тебя сильным. К тому же оптимисты работают лучше пессимистов. Об этом есть масса исследований, но этот факт можно объяснить и простыми словами. Когда случается сокрушительное поражение, то оптимисты встают на ноги, а пессимисты продолжают лежать, разуверившись, что можно что-то изменить.

    Оптимисты избегают «катастрофического мышления». Там, где пессимист видит трудности, оптимист видит цель, которую необходимо преодолеть, чтобы достигнуть желаемого. В позитивном мышлении нет места для сомнений, нет места для спора с самим собой, а это значит, что человек, мыслящий позитивно, лучше контролирует свою жизнь на всех уровнях, начиная с потребления алкоголя и заканчивая постелью.

    Найди свою команду

    Один в поле не воин, и это так. Жизнь отнимает много душевных сил. Друзья необходимы для поддержания физического и эмоционального здоровья. Когда проводишь с ними время, то снижается уровень стресса, повышается выработка гормонов счастья и прочих веществ, которые делают тебя нормальным человеком. Окситоцин и серотонин помогают тебе спать крепко, успокаивают твою нервную систему и уменьшают уровень тревоги. Черт, некоторые исследования показывают, что друзья порой работают лучше, чем антидепрессанты. Задумайся об этом, когда тебе говорят, что от друзей надо отказываться во имя «великого дела».

    Однако тебе надо убедиться, что у тебя правильные друзья. Они должны быть теми людьми, кто сможет тебя поддержать, подбодрить, помочь. Если они делятся с тобой положительной энергией, то у тебя, как правило, появляется гораздо больше сил для того, чтобы исполнить предначертанное. К сожалению, есть люди, которые влияют на тебя обратно — они вносят в твою жизнь негатив, шутят по поводу твоих задумок, высасывают из тебя жизнь. Даже если ты оптимист, то такие «друзья» с легкостью могут отнять у тебя мечту. Если среди твоих друзей много сволочей, то забудь о них — найди единомышленников, которые будут тебе опорой.

    Отпусти, забудь и прости

    Иногда самой важной частью эмоциональной устойчивости является умение отпускать. Ты, наверное, уже догадался, о чем мы толкуем, но объясним получше.

    Итак, ты не сверхчеловек. Однако большинство из нас пытаются контролировать всё, что только можно. Но не всегда наше желание повлиять на события идет вровень с реальностью. Это часто происходит в отношениях с девушкой, которую любишь, а она уходит к другому. Это разочаровывает, но нельзя зацикливаться на контроле, который не приносит плодов. Поэтому тебе надо понимать, когда ты ничего не можешь поделать с фактом своего поражения — тебе надо отпустить в свободный полет проблему, которая истощала твои нервные клетки. Тебе надо освободиться от нее.

    Это не значит, что надо бросить всё да забить на то, что было тебе дорого. Это лишь значит, что нужно сместить акцент в сторону того, что ты реально можешь контролировать, и переложить ответственность за вещи, которые ты не можешь контролировать, на кого-то или что-то другое. Например, ты не можешь контролировать мысли другого человека. Он будет считать, что ты подонок, несмотря на все твои старания ему понравиться. Ты можешь сделать идеальное резюме и показать себя на собеседовании лучше других, но так и не получить работу из-за того, что у другого человека было плохое настроение. Просто забудь об этом — нельзя мучить себя за то, что ты не можешь исправить. Трать энергию на то, что находится в твоей власти. Таким образом, твоя психика не будет истощаться — неважно, сколько раз тебя будут сбивать с ног.

    VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

    ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Старший школьный возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, это проявляется в легкой возбудимости, переменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Этот возраст считается особенно эмоционально насыщенным и поэтому изучение эмоциональных состояний школьников занимает ведущее место. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие психологи связывают некоторые типы нарушения поведения с различными формами эмоциональных нарушений. Следует отметить, что эмоциональное неблагополучие так же влияет на неуспеваемость, появляются трудности общения со сверстниками и со взрослыми людьми.

    Целью нашей статьи является изучение эмоциональной устойчивости у учащихся старших классов.

    Актуальность нашей статьи обусловлена социальной значимостью проблемы формирования эмоциональной устойчивости для подрастающего поколения.

    Эмоциональная устойчивость – это свойство личности, отдельные эмоциональные механизмы которого, особым образом взаимодействуя, способствуют успешному достижению цели в процессе напряженной деятельности, а учеба в лицее требует большого напряжения. ЭУ влияет на развитие уверенности, самоценности, успешности у юношей и девушек старшего школьного возраста.

    Главными характеристиками эмоциональной устойчивости личности являются возможность сохранения ею своих сущностных позитивных характеристик в трудных жизненных обстоятельствах. Процесс формирования эмоциональной устойчивости у учащихся общеобразовательной школы в настоящее время является одним из объектов внимания психологов, педагогов, родителей, а также самих учащихся. Своевременная и качественная диагностика эмоциональной устойчивости старшеклассников, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и в нешкольной деятельности старшеклассников. К одному из наиболее ярких проявлений психического неблагополучия относится эмоциональная неустойчивость.

    Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий восприятия. По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, например, проективный тест Роршаха и тест тематической апперцепции показывают рост уровня тревожности от 12 к 16 годам. Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентуируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства юноши, как гипертимность, не редко побуждает его ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия.

    Читайте так же:  Как вернуть мужчину рака

    Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Весьма поучительно в этом плане проведенное Г. Джонсом объективное (с помощью кожно-гальванической реакции – КГР) измерение эмоциональных одних и тех же детей разного возраста на одинаковые и на разные стимулы. Оказалось, что у маленьких детей КГР слабее и вызывать ее труднее. Становясь старше, ребенок научается контролировать и подавлять некоторые внешние проявления эмоций. Джонс сопоставил эмоциональные реакции 12-летних подростков и 17-летних юношей на три типа словесных стимулов – приятных, неприятных и безразличных. Но главное различие заключается в уровне избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально заряженные и нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее “завести”.

    В. Р. Кисловская, изучившая с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что старшие школьники обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения. Особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят.

    Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, – не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявления отсроченного эффекта более ранних психических травм. Новейшие исследования опровергают мнение о юности как “невротическом” периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя тип темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями.

    По данными американского психолога Р. Кеттела, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми, доминантность, тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается.

    Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее “в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, вытсупающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность, тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным – с подчеркнутой независимостью” и т. д.

    В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования ЕГЭ. В этой связи все более актуальным становится изучение психологических особенностей личности школьников и их влияния на успешность сдачи итогового экзамена.

    Оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, выполняют контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку. С другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на здоровье учащихся, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции.

    ЕГЭ – деятельность особого рода, напряженная, требующая определенной подготовки. На сегодняшний день уже имеется огромное количество материалов для выпускников, учителей и организаторов экзамена, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ЕГЭ. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому серьезному испытанию. Поскольку практически не разработаны программы психологической поддержки учеников, нередко бывает так, что старшеклассник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но не справляется с экзаменационными заданиями. Это происходит, потому что учащиеся не уверены в своих силах, не умеют управлять своими эмоциями, мыслями, действиями, не овладели навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.

    Одним из компонентов психологической готовности к ЕГЭ является эмоциональная устойчивость. Эмоции могут, как усиливать, так и ослаблять активность человека. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Уверенный в себе и в своих силах человек способен преодолеть волнение и при необходимости выбрать стратегию решения какой-либо задачи. Неуверенного же человека охватывает страх и тревога.

    Чтобы выяснить уровень эмоциональной устойчивость старшеклассников мы провели методику 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла. В настоящее время различные формы 16 PF — опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

    Форма С опросника Р. Кеттелла – сокращенный вариант, который следует использовать для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности в условиях дефицита времени.

    Методика проводилась в первом полугодии 2014-15 учебного года в двух со старшеклассниками МАОУ «Лицей №3» и МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Количество учащихся, имеющих высокие (8-10 стены), средние (4-7стены) и низкие (менее 4 стены) значения факторов мы выразили в процентном соотношении от общего числа опрошенных и получили следующие результаты:

    Источники


    1. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.

    2. Джон Грей Марс и Венера на свидании / Джон Грей. — М.: Новости, 2002. — 352 c.

    3. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.
    4. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.
      Крепкая нервная система. эмоциональная стабильность и устойчивость
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here