О чем может рассказать детский рисунок

Сегодня предлагаем обсудить тему: "О чем может рассказать детский рисунок" и понять ее актуальность. Предлагаем всестороннее обсуждение тематики и методологии.

О чём рассказывает детский рисунок

Малыш берёт в руки карандаши, фломастеры и начинает рисовать. Оказывается, именно по детскому рисунку можно определить психическое и эмоциональное состояние детей.

Во время рисования ребёнок выражает своё отношение к окружающей действительности, в том числе и социальной. Происходит как бы моделирование той среды, в которой он живёт.

В рисунке отражаются все его впечатления и чувства. Рассматривая его, можно увидеть душу ребёнка, узнать все его мечты и желания.

Для определения эмоционального, психического состояния используем рисунки, сделанные сыном или дочкой.

Естественно, нельзя делать выводы, опираясь лишь на один рисунок: «он нарисовал все в черных тонах, а это значит, что-то не так». Для того чтобы точно знать обо всей картине происходящего, нужно взять несколько рисунков, которые были нарисованы хотя бы в течение месяца.

Сюжет всех взятых рисунков

Самые частые сюжеты, которые выбирают дети – это дома, трава, деревья, люди, цветы, животные, небо и солнце.

Дети часто рисуют свою семью, близких людей. Старшие дошкольники уже понимают, что происходит в семье и все внутри семейные отношения находят отражение в их рисунках.

Если ребёнок любит маму, он рисует её очень тщательно, прорисовывает каждую ресничку, старается украсить так, чтобы мама на рисунке была самой красивой.

Если малыш не любит кого-то из членов семьи, он может на семейной картине его вообще не рисовать или изобразить образ подальше от себя.

Если малышу хочется увидеть, например, бабушку, брата или сестру, которых реально нет в семье, он может их изобразить, как существующих.

Если на рисунках нет людей, это может означать, что у ребенка трудности с общением. Огромное количество злых либо рогатых (зубастых) животных указывает на сильное напряжение в состоянии.

Когда мальчики семи лет рисует оружие, скорпионов или войну, не следует пугаться. Таким образом он готовит себя к возможным будущим трудностям. К роли мужчины.

Когда девочка, начиная с шести лет, рисует большое количество принцесс, бантики, цветочки – это тоже вполне нормально, это свидетельствует о том, что она готовит себя к женской роли.

Детали рисунка и их размер

Важны на рисунке детали и не менее важен их размер относительно листа бумаги.

Маленький рисунок и миниатюрные в нем фигуры говорят о неуверенности и робости.

Если рисунок расположен выше, чем средняя линия листа – это говорит о том, что у ребенка завышенная самооценка. Важные для себя вещи он нарисует большими. И, следовательно, наоборот, неважные вещи маленькими.

При анализе детских рисунков нужно обращать внимание на перенасыщение рисунка определенным цветом. К примеру, если рисунок полностью обведен черными линиями и ребенок не хочет его раскрашивать. Или если предметы, которые никогда в жизни не могут быть красного цвета разукрашены в красный.

Красный – конфликт, раздражение. Особенно важно заметить красный цвет, если ребенок разрисовал им кого-то из семьи.

Синий цвет – это цвет спокойствия и уверенности в себе.
Зеленый – надежность и принятие.
Розовый – чувствительность и надежность.
Желтый – отличное настроение и активность.
Серый – смутная тревога.

Черный – подавленность и переживания.
Если фигура на рисунке полностью заштрихована (неважно каким цветом), это говорит о том, что у ребенка есть негативные переживания. Предмет, который закрашен, вызывает у малыша страх или тревогу.

Важным моментом при анализе рисунка является впечатление от него — яркий цвет или тёмный, агрессивный или добрый.

Такие рисунки являются для родителей и психологов очень ценным материалом, по ним можно сделать диагностику внутри семейных отношений, узнать о том, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок.

Скрытый смысл детского рисунка

Развитие рисунка

Первые детские рисунки появляются примерно в два года. Характерные для этого возраста штрихи и каракули отражают неспособность разделять внутренний и внешний мир. Появляющиеся в дальнейшем круг и замкнутые фигуры свидетельствуют о возникновении в сознании ребенка образа себя.

В трехлетнем возрасте к кругу добавляются линии и палочки, могут присутствовать черты лица, волосы. Но нарисованные человечки выглядят как «головоноги»: голова и тело слились в один овал или круг с ногами. Как правило, ребенок этого возраста сначала рисует, а потом придумывает, что изобразил.

Замысел появляется приблизительно к четырем годам, когда ребенок переходит к рисованию примитивной схемы. Теперь рисунок состоит из отдельных, правильно расположенных частей.

Детализация изображений начинается с шести лет: на лицах появляются правильной формы нос и рот, на руках – пальцы.

К семи годам на детском рисунке можно увидеть такие обязательные детали человеческого образа, как волосы, шея и одежда.

[3]

А в десять лет дети в основном переходят от схематичности изображения к пластичности, когда части тела и некоторых предметов соединяются без углов и лишних чёрточек.

Если у ребёнка нет художественного таланта, и он не ходит на специальные занятия, то в подростковом возрасте совершенствование рисунка прекратится.

Такое развитие рисунка является последовательным для каждого ребенка, и нарушение этого процесса может свидетельствовать о социальном неблагополучии, искажении личностного или отставании умственного развития. Для выявления подобных нарушений всё чаще используются различные тесты детских рисунков.

Рекомендации

Самую точную и достоверную информацию о развитии ребёнка и возможных психологических проблемах можно получить из рисунка человека. Для этого необходимо знать не только фазы развития детского рисунка. В рисуночных тестах важно всё: использование пространства, формы и размеры изображений, выбранная палитра.

Опытному психологу не доставит особого труда «раскодировать» детский рисунок. Но и внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.

Проводя такой тест в домашних условиях, важно следовать некоторым правилам. В первую очередь, тесты подобного характера дают наиболее правдоподобные результаты начиная с 4-5 лет – когда ребёнок обладает достаточными навыками рисования. Кроме того, следует учитывать и степень предрасположенности ребенка к художественному творчеству – не предъявляйте слишком высоких требований к рисунку малыша, не имеющего художественного таланта.

В процессе рисования будьте рядом и внимательно наблюдайте за последовательностью появления на рисунке объектов, за исправлениями и комментариями, за сменой настроения в процессе рисования. Поощряйте словесное описание изображаемого, потому что рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга. Однако избегайте указаний и поучений, не отвлекайте от творчества своими замечаниями и вопросами – предоставьте воображению ребенка полную волю.

Читайте так же:  Мысль и материя как думать правильно

Интерпретация детского рисунка

В первую очередь, обратите внимание на то, какие эмоции вызывает у вас рисунок – это поможет определить состояние ребенка в момент творчества. Поможет в этом использование следующих понятий: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».

При большом количестве негативных оценок (если они прослеживаются в разных рисунках на протяжении длительного времени) можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако, это может быть показателем того, что ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует.

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются исправления и штрихи. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза, особенно – если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.

Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей слабых и раздражительных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально и психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют силу нажима. Импульсивные малыши не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто. Иногда рисунок «не помещается» на листе.

Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессии: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения.

Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Цвет является одним из самых ярких приёмов выражения отношения к людям и обстановке. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном, среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает положительных эмоций.

Если на рисунке изображено несколько людей, то человек, к которому у ребёнок наибольшая привязанность, будет выделен большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.

Но в первую очередь цвет – отражение внутреннего состояния «художника». Правда, иногда дети могут «показывать» цветом настроение нарисованного персонажа.

В соответствии с представлениями многих психологов, каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий – тревога, концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, депрессия, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту.

Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

О чем говорят рисунки вашего ребенка

Маленькие дети не могут рассказать о своих чувствах и переживаниях.

Маленькие дети не могут рассказать о своих чувствах и переживаниях.

Как родителям понять, что происходит с ребенком? Он расстроен, счастлив, грустит или чего-то боится?

Психологи советуют заглянуть в детский рисунок.

Цвета.

  • Если ребенок правильно использует все цвета: трава- зеленая, небо- синее, солнце- желтое. Нет причины для волнений – ребенок чувствует себя гармонично.
  • Если на картинке преобладает красный цвет . Ребенок очень активный. Возможна гиперактивность.
  • Если для рисунка использован синий цвет. Возможно, что ребенок грустит или скучает по кому-то из близких.
  • Черный цвет и штрихи, рвущие бумагу, должны насторожить родителей, так как могут говорить о страхе и подавленности, которые испытывает ребенок.

Сюжет.

Дети рисуют то, что им интересно и что их волнует.

  • Если ребенок рисует любимых героев книг или мультфильмов . Родители могут не волноваться- ребенок чувствует себя комфортно и увлечен сюжетом.Таким детям легко обучаться чему-то новому.
  • Если ребенок любит рисовать животных . Родители могут судить о душевном состоянии ребенка по настроению животного, которого он изобразил. Дети часто передают свои переживания нарисованной зверушке.
  • Рисунок наполнен танками, самолетами, сражениями. Для мальчиков такие рисунки совершенно нормальны.Они позволяют выплеснуть ребенку природную агрессию.
  • На рисунке сцены катастроф (землетрясения, цунами), насилия. Рисунок должен вызвать у родителей тревогу и пристальное внимание. Такие сюжеты свидетельствуют о страхах и тревожности ребенка.

Портрет семьи.

  • Если ребенок изображает всех членов семьи вместе. Ребенок чувствует себя уютно и уверенно.
  • Если ребенок изображает себя отдельно или более мелким, чем другие дети в семье. Ребенок чувствует себя нелюбимым, ему не хватает родительской заботы и внимания.
  • Отсутствие члена семьи или изображение его в дальнем углу рисунка . Ребенок никогда не забывает нарисовать всех членов семьи, отсутствие родственника или отделение его свидетельствует о конфликте между ними.
  • Изображение на рисунке вымышленных персонажей (людей, животных) . Ребенку не хватает общения, он испытывает одиночество.
  • Отсутствие на рисунке самого себя. Если ребенок не нарисовал себя на семейном портрете, возможно, он не чувствует себя нужным и любимым.
Читайте так же:  Любовные неудачи

Детские рисунки дают родителям бесценную информацию о мироощущении ребенка.

Психологи используют детские рисунки для выявления нарушений в развитии, нервных расстройств и корректировки поведения уже более 80 лет.

Если вы хотите понять, что происходит с вашим малышом – дайте ему карандаши и посадите рисовать!

О чем может рассказать детский рисунок?

Всегда расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать

Рисунок малыша может многое рассказать о вашем крохе и о его внутреннем мире. Рисунок поможет понять ребенка, его переживания или эмоциональное состояние. Ведь почти каждый малыш любит рисовать. Кто-то способен часами сидеть за этим занятием, а кто-то рисует с удовольствием только по настроению.

Специалисты в детской психологии выделяют 4 основных момента в детских рисунках:
  • цветовая гамма;
  • расположение рисунка;
  • сюжет;
  • общее настроение картины.

Итак, ваше чадо нарисовало очередной шедевр. Первое, на что стоит обратить внимание, – это цвета. Когда ребенок правильно их использует (небо голубое, трава зеленая, солнце желтое и т. д.), то причин для беспокойства нет. Ребенок спокоен и гармоничен. Если композиция изображена несоответствующими цветами, то, возможно, ребенок расстроен, с чем-то не согласен. По сути, это его внутренний протест. И необязательно это означает какое-либо отклонение или банальное незнание цветов. Если весь рисунок выполнен в одном цвете, то обратите внимание на выбранный ребенком цвет. Красный свидетельствует о выраженной активности малыша, эмоциональной возбудимости. Взявшись за синий карандаш, ребенок в душе может грустить или скучать. Черный же цвет должен насторожить родителей, поскольку он может говорить о явном страхе или депрессии.

Расположение рисунка тоже может сказать о важных вещах. Если картина нарисована на весь лист или в центре, ребенок вполне в себе уверен и коммуникабелен. Но если рисунок располагается в углу листа или мелко нарисован, то это может говорить о возможных комплексах малыша, его закрытости, необщительности.

Разобравшись с цветовой гаммой, следует присмотреться к рисунку в целом и в деталях.Чаще всего дети рисуют свою семью, дом, природу, животных. Сюжет рисунка очень важен. Он дает понять, что конкретно на данный момент интересует или волнует ребенка. Например, если дети рисуют любимых героев из мультфильмов или книг, то это абсолютно нормально и свойственно растущему сознанию. Обратите внимание на настроение картины: улыбаются ли там люди, как ярко светит солнышко, не изображены ли животные злыми и т. д. Эти тонкости помогут понять эмоциональный фон вашего чада, его настроение и главное – его мировосприятие. Возможно, что малыш неправильно воспринимает окружающую действительность или отдельные вещи, что в скорейшем времени необходимо исправлять в первую очередь родителям.

Если же в портрете семьи нарисованы все ее члены, в том числе и сам ребенок, то волноваться нет смысла – малыш чувствует себя защищенным. Если на картине кого-то нет, то это свидетельствует о наличии конфликта или явно выраженной антипатии. Если сам себя ребенок рисует отдельно или значительно меньше, чем всех остальных, то, возможно, он видит себя одиноким или нелюбимым. В рисунке семьи несложно проследить и привязанность к одному или нескольким членам семьи: кого он выделил, держит за руку, нарисовал нарядным и прочее.

По такому же принципу рассматриваются и другие сюжеты. Если, к примеру, в нарисованном доме закрыта дверь, стоит забор, мало окон – это говорит о замкнутости ребенка. Когда же, наоборот, рядом изображены многочисленные цветочки, птички, люди, дорожки, ведущие к дому – это все признаки общительности и активности.

В любом случае всегда необходимо расспрашивать ребенка о том, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать. Разговор должен быть доверительным, с улыбкой и с неподдельным интересом. Неважно, насторожил ли родителей рисунок или, наоборот, порадовал. Таким образом, будет формироваться разговорные аналитические и логические способности малыша, умение доносить свои мысли и вести диалог.

О чем рассказывает рисунок ребенка?
консультация на тему

Хорошенько рассмотрев детский рисунок, можно увидеть маленькую частичку его души, и что в ней твориться.

Рисунок может рассказать о многом, в своих рисунках малыш рассказывает свое истинное настроение. Например, если он нарисовал себя без лица, это говорит о том, что он на кого-то злиться или обижен, потому что его обидели, если в рисунке он рисует себя на кроватке – это значит, он устал или даже заболел.

Возрастные особенности

Рисуя, ребенок не пытается проявить свои таланты к искусству, рисование для него – это вспомогательная речь. К трем годам в рисунках малыша можно увидеть только линии, черточки, круги. Ребенок в этом возрасте осваивает мастерство. К четырем годам в его рисунках начинает проявляться сюжет, рисуются «главные» люди в его жизни, часто это бывают мама, папа и сам ребенок. Рисуя человека, еще сложно разобрать части тела, в основном голова и туловища объединены, а руки и ноги отдельно.

Делать анализ рисунка можно к четырем или пяти годам, когда он рисует два овала и палочки вместо рук и ног. К семи годам ребенок старается не упускать мелкие детали, в человеке рисует шею, волосы или фрагменты одежды. Рисую две параллельные линии ног, говорит о том, что ребенок развивается гармонично.

Структурированный рисунок.

Пусть малыш нарисует свою семью, и то чем каждый член семьи занимается. Предоставьте ему достаточное количество карандашей разных цветов, неограниченное количество бумаги, желательно, чтобы бумага была немаленького размера. Когда ребенок будет рисовать, не нужно говорить о его рисунке и не нужно задавать лишних вопросов. По окончании своей работы, самое время будет малыша расспрашивать.

Грустный рисунок можно по выражению лиц, нарисованных, или их, вообще, отсутствие, а агрессию можно увидеть также в мимике лица, или в позе в которой нарисован персонаж, а еще с оружием.

Читайте так же:  Женская истерика - каковы причины и что делать

Если в рисунке много темных цветов, это говорит о его психологическом неблагополучии, но делать вывод по одному рисунку не стоит, так как малыш просто-напросто может быть расстроенным.

Взгляните на рисунок, все ли члены семьи нарисованы? Обычно ребенок рисует большими тех, кто самый главный в семье, себя рисует рядом с тем, кому больше всего привязан. Кого ребенок недолюбливает, их рисует подальше, а если кто-то нарисован спиной, то к этому человеку испытывает негативное чувство.

Если ребенок, перед тем как нарисовать свою семью, к примеру, поругался с папой, и в своем рисунке не отобразил его, объяснит это тем, что папа уехал на работу, а если не нарисовал младшего брата, ответит, что он спит в коляске. Из-за недостаточного внимания он так рисует младших. У таких детей недостаточное эмоциональное положение.

На что обратить внимание в детском рисунке?

Вся семья выполняет какую-то работу вместе – обстановка в семье благополучная.

Малыш нарисован отдельно от своей семьи – говорит о том, что в семье разногласия, каждый живет сам по себе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рисует младшего брата или сестру больше чем сам – значит, что малыш играет большую роль в их семье.

Если ребенок не рисует самого себя – нужно задуматься о семейных взаимоотношениях в семье.

Палитра – зеркало души

Используя в своем рисунке больше пяти цветов, это говорит о позитивном настроении, внутреннем самочувствие. Если ребенок предпочитает рисовать темными цветами, и стараясь не менять цвет, то это говорит о плохом расположении духа.

Темно-синий – ребенок озадачен какой-то проблемой, хочет побыть один;

зеленый – невозмутимость, самостоятельность, настойчивость;

красный – перевозбуждение, агрессивен;

желтый – позитивное настроение, любопытство, жизнерадостность;

фиолетовый – выдумка, интуиция;

коричневый – неторопливость, что-то беспокоит, часто – негативное настроение;

черный – угнетенность, протест, хочется что-то поменять;

серый – равнодушие, уединение, что-то беспокоит.

Вложение Размер
o_chem_rasskazyvaet_detskiy_risunok.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

О чем рассказывает рисунок ребенка?

Хорошенько рассмотрев детский рисунок, можно увидеть маленькую частичку его души, и что в ней твориться.

Рисунок может рассказать о многом, в своих рисунках малыш рассказывает свое истинное настроение. Например, если он нарисовал себя без лица, это говорит о том, что он на кого-то злиться или обижен, потому что его обидели, если в рисунке он рисует себя на кроватке – это значит, он устал или даже заболел.

Рисуя, ребенок не пытается проявить свои таланты к искусству, рисование для него – это вспомогательная речь. К трем годам в рисунках малыша можно увидеть только линии, черточки, круги. Ребенок в этом возрасте осваивает мастерство. К четырем годам в его рисунках начинает проявляться сюжет, рисуются «главные» люди в его жизни, часто это бывают мама, папа и сам ребенок. Рисуя человека, еще сложно разобрать части тела, в основном голова и туловища объединены, а руки и ноги отдельно.

Делать анализ рисунка можно к четырем или пяти годам, когда он рисует два овала и палочки вместо рук и ног. К семи годам ребенок старается не упускать мелкие детали, в человеке рисует шею, волосы или фрагменты одежды. Рисую две параллельные линии ног, говорит о том, что ребенок развивается гармонично.

Пусть малыш нарисует свою семью, и то чем каждый член семьи занимается. Предоставьте ему достаточное количество карандашей разных цветов, неограниченное количество бумаги, желательно, чтобы бумага была немаленького размера. Когда ребенок будет рисовать, не нужно говорить о его рисунке и не нужно задавать лишних вопросов. По окончании своей работы, самое время будет малыша расспрашивать.

Грустный рисунок можно по выражению лиц, нарисованных, или их, вообще, отсутствие, а агрессию можно увидеть также в мимике лица, или в позе в которой нарисован персонаж, а еще с оружием.

Если в рисунке много темных цветов, это говорит о его психологическом неблагополучии, но делать вывод по одному рисунку не стоит, так как малыш просто-напросто может быть расстроенным.

Взгляните на рисунок, все ли члены семьи нарисованы? Обычно ребенок рисует большими тех, кто самый главный в семье, себя рисует рядом с тем, кому больше всего привязан. Кого ребенок недолюбливает, их рисует подальше, а если кто-то нарисован спиной, то к этому человеку испытывает негативное чувство.

Если ребенок, перед тем как нарисовать свою семью, к примеру, поругался с папой, и в своем рисунке не отобразил его, объяснит это тем, что папа уехал на работу, а если не нарисовал младшего брата, ответит, что он спит в коляске. Из-за недостаточного внимания он так рисует младших. У таких детей недостаточное эмоциональное положение.

На что обратить внимание в детском рисунке?

Вся семья выполняет какую-то работу вместе – обстановка в семье благополучная.

Малыш нарисован отдельно от своей семьи – говорит о том, что в семье разногласия, каждый живет сам по себе.

Рисует младшего брата или сестру больше чем сам – значит, что малыш играет большую роль в их семье.

Если ребенок не рисует самого себя – нужно задуматься о семейных взаимоотношениях в семье.

Палитра – зеркало души

Используя в своем рисунке больше пяти цветов, это говорит о позитивном настроении, внутреннем самочувствие. Если ребенок предпочитает рисовать темными цветами, и стараясь не менять цвет, то это говорит о плохом расположении духа.

Темно-синий – ребенок озадачен какой-то проблемой, хочет побыть один;

зеленый – невозмутимость, самостоятельность, настойчивость;

красный – перевозбуждение, агрессивен;

желтый – позитивное настроение, любопытство, жизнерадостность;

фиолетовый – выдумка, интуиция;

коричневый – неторопливость, что-то беспокоит, часто – негативное настроение;

черный – угнетенность, протест, хочется что-то поменять;

серый – равнодушие, уединение, что-то беспокоит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различать средства музыкальной выразительности при моделировании характера произведения с помощью рук и оркестровки.

Это занятие для детей среднего дошкольного возраста по восприятию музыки.

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравится, что взрослый что то читает, говорит? Почитаем вслух учебник по высшей математике. Оказывается, если читать выразительно, обращаясь.

-Обогащать представления детей о значении Триумфальных ворот и о символическом значении Петровских ворот и декоративной скульптуры, украшающей их. — Разви.

Читайте так же:  Заговор помирить мужа с женой

Знакомство детей старшей группы с улицами Москвы, прививать любовь к родному городу.

О чем могут рассказать рисунки

Детские рисунки — хороший тест на эмоциональное состояние ребенка, мы его часто используем в своей работе. Родители тоже могут воспользоваться этим инструментом. Для этого родителю не обязательно быть специалистам в области толкований. Здесь я предлагаю подробнее разобраться в этом вопросе и привожу некоторые аспекты, на которые необходимо обращать внимание.

В психологии при анализе рисунков существует тенденция чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на здоровые, чаще уделяют внимание тому, что нездорово. Интерпретации часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. Но лучше все же начинать с того, что принято считать здоровым.

Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:

— способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;
— имеют позитивное отношение к самому себе;
— не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;
— точны и адекватны в своих восприятиях;
— сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход;
— владеют психологическим «инструментарием» для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.

Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими характеристиками:

В первую очередь обратите внимание, какой отклик у вас вызывает рисунок — нравится ли, какое впечатление оставляет — гармоничное, хаотичное, радостное или тревожное. Не обязательно так же спрашивать у своего чада, почему он воспользовался именно этим цветом, выбор цвета в отдельном рисунке свидетельствует только о сиюминутном переживании и состоянии. Но если один и тот же цвет, например серый, белый или черный, повторяется на протяжении серии рисунков, тогда можно предположить, что ребенок видит мир именно в таких красках. В принципе не следует задавать вопросы «почему». Лучше спросите, где папа, если его нет в рисунке семьи. Так вы получите информацию о том, как ситуацию воспринимает ребенок. Чтобы малыш не заподозрил, что проводится эксперимент и не начал «работать на зрителя», можно организовать такое семейное рисование на определенную тему, а затем совместно обсудите получившийся результат. Уверена, вы узнаете много нового о своей семье! Только ни в коем случае не подвергайте критике рисунки, не обвиняйте ребенка в том, что ВАМ не нравится то, что он нарисовал.

При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития.

Первая стадия – марание, каракули, как бы игра карандашом по бумаге. Ребенка привлекает то, что он что-то создает, что-то созидает. Так оформляются основы творчества, приобретается самостоятельность. На этой стадии ребенок просто подражает взрослым, не пытаясь еще выразить что-то конкретное. Это можно сравнить с гулением.

Вторая стадия – стадия примитивных изображений. Появляется что-то похожее на образ, изображение чего-то или кого-то. Овладение графическими формами происходит медленнее, чем развитие словесного творчества. Приходит умение рисовать некоторые формы, многоугольНики, круги. Затем появляются головоноги.

Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — «мама», «папа». Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе.

С пятого года жизни начинается третья стадия – стадия схематических изображений. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, «выстраивать» вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.

После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.

А теперь намного о патологических особенностях рисунка:

  1. Предпочтение графики как формы выражения (карандаш, тушь, перо) Линии тонкие, аккуратные, изящные.
  2. Набивка рисунка, когда не остаеся пустого незаполненного пространства. Рисунок выглядит чересчур усложненным, вычурным.
  3. Застревание, постоянные повторы, навязчивость, вязкость в темах, формах. навязчивое использование сложных орнаментов
  4. Смешение в рисунке живого и неживого (стул с глазами, дерево с руками)
  5. Частое рисование неуместных по содержанию глаз
  6. Любимые темы – пустой безжизненный дом, одинокое засохшее дерево, химеры, монстры, всякие существа
  7. Застревание в цвете – например, все нарисовано красным
  8. Хаотичные, рваные резкие линии
  9. Частое рисование аур у людей, предметов, животных.

Напоследок самое главное правило — любой рисунок, особенно их серия, может предоставлять диагностический материал, но не может отдельно служить материалом для постановки диагноза.

О чём может рассказать детский рисунок семьи

Дети, особенно дошкольники, не могут описать своих ощущений, не могут рассказать свои мысли и объяснить своего психического состояния. Но давно подмечено, что внутренний мир ребёнка отражается в его творчестве, а именно в рисунках.

«Рисунок семьи» — один из самых популярных тестов среди детских психологов. Это объясняется тем, что семья в жизни ребёнка играет огромное значение. Семья – это любимые люди, это социальное общение, это частичка большого мира.

Этот тест используется с целью лучше понять ребёнка и увидеть его проблемы: узнать о его страхах, понять отношения с членами семьи, выяснить уровень психического и умственного развития.

Чем лучше рисует ребёнок, тем более информативным будет рисунок и тем легче его понять. Поэтому проводить тестирование следует не раньше, чем малыш перейдёт от изображения «головоногов» к нормальному изображению людей – с головой отдельно от туловища. Уже что-то можно понять по рисунку трёхлетки, но идеальный возраст для теста «Рисунок семьи» — с 5 до 10 лет.

Читайте так же:  Мужчина-козерог женщина-весы – совместимость

Некоторые дети отказываются рисовать свою семью (что уже может насторожить). Тогда можно предложить нарисовать животных, при этом эта семья не обязательно должна состоять из животных одного вида. Понять такой рисунок будет сложнее, так как отдельные детали в этом случае имеют особое значение, которого родитель может просто не знать.

Итак, приступаем к тесту. Дайте ребёнку один лист бумаги формата А4 и достаточное количество хорошо наточенных цветных карандашей (хорошо, если среди них будет и простой карандаш). Дайте задание и отойдите в сторону, чтобы не смущать юного художника.

Когда рисунок будет готов, рассмотрите его вместе, расспросите о непонятных деталях. И отложите художество. К интерпретации приступайте в отсутствие ребёнка – чтобы не обидеть его, раскрыв какую-нибудь большую тайну.

Что это значит

Основная гамма рисунка расскажет об общем психическом состоянии ребёнка. Малыш, отлично чувствующий себя и не испытывающий проблем, использует много ярких цветов. Тусклый рисунок говорит о том, что ребёнка что-то беспокоит.

Можно отдельно обратить внимание на цвета каждого члена семьи: человек в яркой одежде вызывает у ребёнка положительные эмоции, с раскрашенным чёрным карандашом членом семьи отношения напряжённые.

Интересно

[1]

Самого любимого, близкого человека ребёнок нарисует тем же цветом, что и себя.

Пространство

Важно то, как ребёнок воспользуется имевшимся пространством, как расположит рисунок на листе.

Когда на бумаге остаётся мало пустого места, это означает, что ребёнок уверен в себе.Мелкие рисунки или концентрация изображений в одном углу говорит о заниженной самооценке, о концентрации на собственном мире и отторжении окружающего. Часто ребёнок замыкается в себе из-за плохих отношений с кем-то в семье.

Последовательность

В каком порядке ребёнок рисует членов своей семьи, покажет наиболее важных для ребёнка людей. Обычно первым рисуется или сам ребёнок (как центр собственного мира), или самый авторитетный человек. Последним рисуется человек, по мнению ребёнка, имеющий наименьший вес в семье. Если этим последним оказывается фигура самого художника, это говорит о недостаточной уверенности в себе.

Очень плохим признаком считается, когда первыми на рисунке оказываются неодушевлённые предметы, детали или даже категоричный отказ рисовать членов семьи. Такой ребёнок равнодушен к родным, или они очень неприятны ему.

Размер изображений

На рисунке ребёнок одного роста с родителями или лишь немного ниже их – это нормально. Все дети мечтают стать взрослыми, это их желание отражается в творчестве. А вот когда собственные фигуры дети рисуют значительно меньше остальных, это часто является знаком невозможности проявить самостоятельность, индивидуальность.

Поищите на рисунке особенно крупные фигуры людей и предметы. Они играют большую роль в жизни ребёнка. И далеко не всегда это значение имеет положительный оттенок.

Расположение членов семьи

Рядом с фигуркой, изображающей ребёнка, находятся самые близкие ему люди. Идеальная ситуация – когда он находится между мамой и папой. Чем дальше от фигуры ребёнка находится фигура члена семьи, тем меньше эмоциональная значимость этого человека.

Когда вся семья нарисована в одной комнате или люди находятся очень близко друг к другу, это описывает семейные отношения как очень крепкие. В такой семье есть взаимные любовь и понимание. О крепкой дружбе свидетельствуют протянутые друг к другу руки. Но если известно, что этой связи нет, то такое изображение означает стремление ребёнка к близости, желание чувствовать себя нужным и любимым.

Ещё один знак неуверенности в себе – расположение своей фигуры ниже линии, на которой нарисованы другие родственники. Ребёнка, находящегося так далеко внизу, никто не замечает, а значит, его мнение никому неинтересно.

Состав семьи

На рисунке может отсутствовать какой-нибудь из близких родственников. Этого человека ребёнок игнорирует, не желает видеть, не хочет даже думать о нём. Такое настроение может быть спровоцировано как недавней ссорой, так и затянувшимся конфликтом.

Бывает, что родители не находят на рисунке самого ребёнка. Это самый тревожный знак, потому что отсутствие в своём мире самого себя означает ощущение абсолютной ненужности и полного отвержения.

Появление на детском рисунке вымышленного персонажа может рассказать о том, в чём ребёнок испытывает острую нехватку – в общении, любви. Попытайтесь выяснить, что это за персонаж, какие чувства ребёнок испытывает к нему, какую роль он играет в семье.

Чем заняты персонажи

Хорошо, когда на рисунке семья занята каким-то одним делом. Это говорит о сплочённости и хороших отношениях.

Когда каждый занят чем-то своим, это или может свидетельствовать о разобщённости, или просто характеризует изображённых людей. Родители, рассмотрев такой рисунок, могут узнать что-нибудь интересное о себе и своих привычках.

Детали

[2]

Особое внимание красоте и нарядности кого-либо из членов семьи выделяется самому любимому человеку, в том числе и себе. Это могут быть вырисованные детали одежды, яркие краски, необычные «праздничные» наряды.

Но если рисунок слишком детализирован, это характеризует ребёнка как скрытного человека, скрывающего эмоции в себе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Закрытая дверь, замок символизирует секрет. Когда на рисунке подмечается такая деталь, это говорит о том, что в семье есть какая-то тайна, от которой ребёнка усиленно ограждают.

Источники


  1. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.

  2. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.

  3. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.
  4. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
  5. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
    О чем может рассказать детский рисунок
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here